Контроль техосмотра вернут государству?

  • Печать
  • E-mail

z to

Полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Николай Винниченко направил в правительство предложения по возврату госструктурами контроля за техосмотром автомобилей. Необходимость такого решения он подкрепляет результатами проверки новой системы проведения техосмотра в Северо-Западном федеральном округе.

В своем письме на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова полпред президента в округе Николай Винниченко первым пунктом предлагает вернуть контроль и надзор за процедурой технического осмотра автомобилей какому-нибудь государственному ведомству. Скорее всего, если предложение полпреда найдет поддержку в правительстве, техосмотр вернут, но контролировать этот рынок будет не МВД, а другое ведомство.

Техосмотр (ТО) и выдача полисов ОСАГО в округе проводятся с нарушением правил, сообщает в отчете полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Николай Винниченко. Чтобы исправить ситуацию, он предлагает определить исполнительный орган госвласти, который был бы ответственным за техосмотр, а также передать функции по непосредственному контролю за проведением техосмотра Министерству внутренних дел и Ространснадзору.

Напомним, в 2011 году Дмитрий Медведев, еще будучи на посту президента, предложил провести реформу техосмотра — сделать ее более прозрачной, создав систему независимых операторов ТО и отдав контроль за ними Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Фактически это был первый в России пример, когда контроль за целым рынком был передан саморегулируемой организации. ГИБДД из этой системы была полностью исключена. Чтобы граждане не отлынивали от техосмотра, власти решили привязать выдачу полисов ОСАГО к прохождению ТО. Если машина техосмотр не прошла, то и полис по законодательству сегодня получить нельзя. Однако после старта реформы практикой стали массовые нарушения задуманного порядка.

В сентябре–ноябре этого года прошла проверка операторов техосмотра и страховых компаний территориальными органами МВД и ФСФР. Она была санкционирована Игорем Шуваловым после обращения организации профессиональных техоператоров — ЗАО «Техэксперт».

Техоператоры в своем письме сообщали, что после старта реформы техосмотра в 2012 году развелось большое количество мошеннических пунктов техосмотра, специалисты которых проводят диагностику машин, не имея должного оборудования и квалификации.

Эксперты также указывали на ситуации, когда операторы-мошенники, вступая в сговор со страховщиками, техосмотр вообще не проводят, а только вносят информацию о пройденном техосмотре в базу данных о техосмотре (ЕАИС ТО). Страховщики же, в свою очередь, за дополнительную плату продают техосмотр онлайн вместе с полисом ОСАГО. В результате того, что техосмотр стал профанацией, растет аварийность на дорогах, говорилось в письме «Техэксперта» на имя первого вице-премьера.

В отчете упоминаются конкретные нарушители, выявленные в результате контрольных мероприятий МВД и ФСФР на северо-западе. Названы две аффилированные пары «Росгосстрах» — ЗАО «Техосмотр» и ВСК — «РАНЭ Северо-Запад». Они осуществляли массовую выдачу полисов ОСАГО без фактического прохождения ТО.

Из отчета также следует, что отдельные граждане оказывают услуги по оформлению онлайн-техосмотра (без реального ТО автомобиля) в интересах «РАНЭ Северо-Запад». Стоит, по данным отчета, такая услуга у «РАНЭ Северо-Запад» больше, чем реальный ТО, — 1,9 тыс. рублей. По данным МВД, этот оператор провел с начала года более 20 тыс. техосмотров, заняв третью сточку в рэнкинге операторов ТО, предлагающих эту услугу.

У проверяющих вообще вызывает сомнение законность полученной «РАНЭ Северо-Запад» аккредитации как оператора в Российском союзе автостраховщиков. Именно союз, объединяющий всех страховщиков ОСАГО, занимается выдачей аттестатов аккредитации операторам техосмотра с начала нынешнего года. Так, проверкой установлено, что аттестат аккредитации «РАНЭ Северо-Запад» получила в день регистрации заявления, хотя по закону процедура получения аккредитации не может занимать меньше 14 дней. За это время Российский союз автостраховщиков должен провести проверку, чтобы понять, соответствует ли техническое оснащение оператора установленным в законе требованиям. «Вряд ли такая проверка осуществлялась в принципе», — говорится в отчете.

Что же касается «Росгосстраха» и аффилированного с ним ЗАО «Техосмотр», то в отношении оператора Российский союз автостраховщиков (РСА) провел 42 проверки, выявив многочисленные несоответствия оператора требованиям законодательства. Однако никаких мер принято не было.

У других операторов выявлены массовые нарушения установленных правил: либо техосмотр проводится по сокращенной программе диагностики автомобиля, либо без диагностики, но с внесением информации о транспортном средстве в базу данных о техосмотре — ЕАИС ТО. Это фальсификация процедуры техосмотра. Иногда информация о пройденном техосмотре вносится спустя большой промежуток времени после самой процедуры, резюмируется в документе. В базе данных ЕАИС ТО, в которую по закону операторы обязаны были предоставлять данные об автомобилях, прошедших техосмотр с начала 2012 года, содержится на сегодняшний день только 20–30% данных. Так, в Республике Коми в июле текущего года было продано 5,57 тыс. полисов ОСАГО, однако записи в ЕАИС ТО есть только о 1514 автомобилях. В Санкт-Петербурге в октябре прошли техосмотр 435 автомобилей, однако сведения только о 142 машинах содержатся в базе данных ЕАИС ТО. Комплексные результаты проверки дают основание предполагать, что страховщики в 70% случаев осуществляют продажу полисов ОСАГО автовладельцам, которые техосмотр не прошли.

При этом в региональное отделение РСА, которое должно контролировать процесс, проверяющим, представлявшимся жалобщиками, обратиться так и не удалось. Как написано в отчете, дозвониться по указанному на сайте телефону представительства практически невозможно.

Чтобы исправить ситуацию, полпред Николай Винниченко предложил определить исполнительный орган госвласти, который был бы ответственным за техосмотр, а также передать функции по контролю за проведением техосмотра операторами МВД и Ространснадзору. По его мнению, схема документарного контроля, которую осуществляет сейчас Российский союз автостраховщиков за операторами ТО, является нелогичной и неработоспособной.

«Союз осуществляет контроль в несвойственной ему сфере — автомеханике и автодиагностике», — указывает Винниченко. Полпред президента в Северо-Западном федеральном округе также считает интересными предложения МВД ввести аккредитацию операторов техосмотра только после проверки их производственной базы. Кроме того, в документе предлагается рассмотреть вариант уголовной ответственности страховых агентов и брокеров, а также страховых компаний за выдачу полисов ОСАГО гражданам без действующих диагностических карт либо в отсутствие в единой базе данных о техосмотре информации об автомобиле.

В секретариате первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова заявили, что первым вице-премьером даны поручения Минэкономразвития, Минфину и МВД рассмотреть отчет полпреда и проинформировать администрацию президента и правительство о своих предложениях. В правительстве считают, что изъятие техосмотра из компетенции чиновников было правильным шагом на пути к цивилизованным отношениям в этой отрасли.

— Мы добились того, что граждане сегодня не стоят в очередях, пытаясь пройти техосмотр, но теперь рынок должен отрегулировать погрешности — например, когда некоторые страховые компании в целях обеспечения конкурентных преимуществ, зачастую не проводят соответствующую процедуру техосмотра автомобилей, — заявили в секретариате Шувалова. — В свою очередь, мы вместе с правоохранительными органами будем внимательно следить за ситуацией, и недобросовестные страховые компании, ставящие под угрозу жизнь и здоровье граждан, рискуют своей лицензией ОСАГО.

В Министерстве экономического развития считают правильной идею полпреда определить исполнительный орган госвласти, который будет ответственным за техосмотр, рассказали в ведомстве. Однако другие идеи — например, дать возможность МВД проверять операторов техосмотра, представляются весьма сомнительными, рассуждает чиновник, знакомый с ситуацией. По его мнению, чтобы навести порядок на рынке ТО, необходимо жестко наказывать нарушителей — как страховщиков, так и операторов — за незаконную выдачу документов о техосмотре и полисов ОСАГО • Источник: izvestia.ru

 

Это содержимое было заблокировано. Вы больше не можете размещать комментарии.

euroncap sm

Результаты очередной серии краш-тестов новых автомобилей Euro NCAP. Испытания на безопасность прошли электромобиль Nissan Leaf, Ford Focus третьего поколения, универсал Volvo V60, хэтчбек Citroen DS4, седан Peugeot 508 и гибрид Lexus CT 200h. Всем машинам была выставлена максимальная оценка в пять звёзд.

Подробнее ...

ford

У Ford проблема с подушками безопасности фирмы Takata. Автопроизводителю пришлось отозвать более 150 тыс. машин в трёх странах из-за подушек безопасности.

Подробнее ...

gibdd лого

Водителей могут обязать носить светоотражающие жилеты ночью во время остановок и за городом. Проект соответствующих поправок в Правила дорожного движения вынесен министерством внутренних дел на общественное обсуждение.

Подробнее ...

gibdd логоЭксперты в ходе исследования выявили закономерность, что частота того или иного нарушения ПДД встречается в зависимости от региона нашей страны. При этом в целом по России список самых распространённых нарушений ПДД выглядит следующим образом:

Подробнее ...

gibdd логоПодготовлен законопроект постановления МВД России, ужесточающий правила экусплуатации автомобилей на территории Российской Федерации. Согласно опубликованным данным, с 1 июня 2021 года в силу вступит постановление, вносящее изменения в перечень неисправностей, при наличии которых нельзя пользоваться автомобилем.

Подробнее ...